Стив Рэй Вон/Steve Ray Vaughn
Он был, вероятно, величайшим блюзменом своего поколения. Стиви Рэй Вон, не доживший 36 дней до 36 лет играл с томительным надрывом, выворачивающим кишки вибрато и, самое главное, с душой и сердцем. Его до обидного небольшое наследие — 5 альбомов как лидера группы DOUBLE TROUBLE и несколько заметных сессионных работ — завершила давно назревавшая работа со старшим братом Джимми Ли Воном, пластинка "Family Style", изданная посмертно. Хорошо взбитая смесь драйвового рок-н-ролла, мягкого ритм-н-блюза, приземленного фанка и душевного блюза, этот альбом показывает, как Стиви Рэй сделал полный виток, как бы возвращаясь в 60-70 годы в Даллас, к той музыке, которую тогда мальчишки слушали и любили.
Стиви Рэй родился 3 октября 1954 года, три с половиной года спустя после Джимми Ли. Подрастая, Стиви слушал пластинки, собранные старшим братом: Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt), Чарли Крисчен (Charlie Christian), Джимми Рид (Jimmy Reed), Алберт Коллинз (Albert Collins), Кенни Бёррелл (Kenny Burrell) и трех "королей" — Фредди, Алберт и Биби (Freddy, Albert, B.B.King). Стиви впервые взял гитару в 8 лет: "Я хотел играть на барабанах, но у меня их не было. Затем мне захотелось играть на саксофоне, но кроме визгов у меня никаких звуков не получалось. Брат играл на гитаре, и я подумал попробовать и этот инструмент. Оставляя гитары дома, он строго-настрого наказывал мне их не трогать. Так, в основном, я и начал — пробирался к нему в комнату и играл на его гитарах. Недолго я раздумывал, чем я буду заниматься в жизни".
Первый инструмент Стиви получил в подарок от Джимми — полуакустика "Gibson Messenger". Его сменил "Fender Broadcaster" 1952 года. В 1968 году Стиви играл на "Gibson Les Paul TV" в cвоем первом ансамбле BLACKBIRD (Черный дрозд), подражая двум любимым составам — Hank Ballard & THE MIDNIGHTERS и Johnny G & THE G-MEN. Вскоре появляется новая гитара (Les Paul Gold Top) и новая группа (CHANTONES), где играет его школьный товарищ Томми Шэннон, и от случая к случаю Стиви подыгрывает братцу на басу в его группе. Еще одна смена — первый "Стратокастер" и группа CAST OF THOUSANDS (Состав из тысяч).
В конце 1969 года Джимми переезжает в столицу штата Остин, привлеченный пышно расцветающей блюзовой сценой, возникшей вокруг клуба "Vulcan Gas Company". Здесь годом раньше Джонни Уинтер (Johnny Winter) записал пластинку "Progressive Blues Experiment". Давнишний друг Стиви Рэя Майк Кендрид (Mike Kendrid) вспоминал: "Тогда в Далласе ты либо играл хиты, либо вообще не играл. Поэтому наблюдался типа массовый исход из Далласа любителей блюза — я, Джимми, Стиви, Пол Рэй (Paul Ray). Мы все в конце концов приехали в Остин, потому что музыкальный климат там благоприятствовал блюзу и оригиналам".
Джимми Вон играл в трио TEXAS STORM (Буря в Texacе) и вскоре сделал имя в Остине своей гитарной работой и глубоким знанием блюза и ритм-н-блюза. Младший Вон весной 1972 года бросил школу и переехав в Остин, попал в блюзроковый CRACKERJACK с первой ритм-секцией Джонни Уинтера — Анкл Джон Тёрнер (барабаны) и Томми Шэннон (бас).
Летом Стиви впервые увидел живьем Алберта Кинга: "У меня в тот вечер был какой-то концерт, и после коротенькой программы я подошел к микрофону и сказал: "Дамы и господа, не знаю как вы, но я отправляюсь посмотреть Алберта Кинга. И если у вас есть мозги, вы сделаете то же". После чего я просто собрался и уехал. К тому времени, как я добрался до зала, там оставалось человек 70. Я встал на стол рядом со сценой и простоял до конца выступления, уперев взгляд в гитару Алберта Кинга. Посреди концерта он взял микрофонную стойку, перешел в мой угол сцены, поставил ее, и стал играть и петь только для меня. Он знать меня не знал. Я был худющий мальчонка килограммов 40 весом. Я, должно быть, много кричал. Закончив, он подошел ко мне, протянул свою гитару и пожал мне руку. Я был ошарашен. Никогда этого не забуду". Попав еще раз на джем с легендарным блюзменом в далласком клубе "Antone's", Стиви Рэй Вон вспоминал: "Первым делом он подходит, указывает на меня пальцем и говорит: Я тебя помню — вы встречались где-то три с половиной года назад". Поразительно, но он никогда не забывает людей".
Летом 1973 года Литтл Стиви перешел в NIGHTCRAWLERS (Ночные пластуны), популярный местный ритм-н-блюзовый состав, где играл бывший басист TEXAS STORM Кит Фергюсон (Keith Ferguson), а барабанил Дойл Брэмхолл (Doyle Bramhall). К тому моменту ритм-н-блюз вытеснил таких кантровых махров, как Уилли Нелсон и Уэйлон Дженнингз в музыкальных пристрастиях Остина. Самой тусовочной точкой города был "One Knite", тесный бар, где, как было написано на клубной футболке, "сбывались мечты". Джимми Ли играл там со своей БУРЕЙ, а Литтл Стиви — с ПЛАСТУНАМИ. К концу 1974 года Литтл Стиви пошел вторым гитаристом к земляку Полу Рэю, вокалисту группы COBRAS (Кобры), Тогда же он запел и сам. Стиви сменял свой "Стратокастер" 1963 года на модель 59 года с накладкой из розового дерева, ставший его основным инструментом: "Я зашел в магазин со своей гитарой и увидал висящий в витрине этот "пятьдесят девятый". Мне не надо даже было играть на нем: я по внешнему виду уже понял, что он будет звучать отлично. Гитара официально дата выпуска 1962, но по-моему Лео Фендер собирал эту серию из старых запчастей — на грифе стоит штамп 59 года и под басовым звучком приклеена этикетка "Н.Ч.59". Но мне это не так важно: звучит она как никакая другая. Форма грифа совсем иная, и сам гриф очень широкий, что подходит моим большим пальцам.
Есть у меня еще очень странный желтый "страт" 1964 года. Он принадлежал лидер-гитаристу группы VANILLA FUDGE. Он испортил инструмент: вставил туда 4 звукоснимателя. Я вернул стандартную электронику, он теперь практически пустой (середина вырезана для "хамбакеров") и звенит как колокол. Я никогжа на врубался в "Лес Полы", за исключением джиминой "тивишки" (TV). "Гибсон" делает чудесные полуакустики: у меня была модель "Barney Kessel".
Чтобы получить плотный, жирный звук, я луплю струны либо вторым, либо третьим пальцем. Обычно я держу медиатор, но не использую его, а слегка забираюсь вторым или третьим пальцем под струну, затем подтягиваю ее и резко отпускаю. В общем-то так делают многие современные басисты — и это дает яркий ударный звук.
Мало кто может тянуть "бенды" на моих струнах. Их толщины — .013, .016, .019, .028, .038 и .056 — мне все равно не хватает, но если я возьму струны еще толще, то просто срежу пальцы. Набор ладов меняется каждый год, и на всех моих грифах стоят лады от баса "Gibson Jumbo '58".
Развитие остинской сцены встряхнули два события: Джимми Вон формирует FABULOUS THUNDERBIRDS (Легендарные буревестники), а Клиффорд Энтоун (Clifford Antone) открывает блюзовый рай: "Позади моего магазина импортной одежды был большой, типа, зал, куда мы поставили акустику, комбы и барабаны. Я играл на басу, братья Воны приходили с гитарами, Дойл Брэмхолл стучал... просто куча друзей приходила и джемовала по блюзу с 7 вечера до 4-5 утра. Когда мэр провел законодательство, отменявшее ограничение на торговлю спиртным позже 2 часов ночи, мы нашли помещение и открыли самый хороший клуб в городе".
К лету 1977 года Стиви сформировал TRIPLE THREAT REVUE, разносторонний коллектив с пианистом Майком Кендридом, поющим басистом У.С.Кларком (W.C.Clark), ударником Фредди Фэрэо (Freddy Pharaoh) и зажигательной певицей Лу-Энн Бартон, перешедшей из БУРЕВЕСТНИКОВ. Стиви исполнял вещи Хендрикса, Кларк — Фредди Кинга, а у Лу-Энн хорошо шли песни Дженис Джоплин, они действительно были тройной угрозой, если перевести название их так сказать "ревю". Вспышки самолюбия таких одаренных людей казались неизбежными. Как отмечал блюзовый писака газеты "Austin American Statesman" Майкл Пойнт "Лу-Энн на самом деле был нужен парень, подыгрывавший ей на гитаре, а вовсе не "гитарный герой", расцвечивающий ее пение сверхзвуковыми пассажами. А Стиви хотелось иметь бэк-вокалистку, а не звезду. И эта напряженность часто просматривалась на сцене".
Конфликт не помешал музыканту включить Лу-Энн в первый состав его группы DOUBLE TROUBLE, названной по песне Отиса Раша (Otis Rush). Название переводится как "Двойная неприятность" (сравните с русской поговоркой "беда не приходит одна"). Клив Хаттерсли, переехавший из Остина в Нью-Йорк, рассказывает, как ангажировал "первое издание" ДАБЛ ТРАБЛ в клубе "Lone Star" в Манхэттэне за $100: "Они проехали весь путь из Техаса по шоссе и рухнули к друзьям на кровати. Концерт прошел хорошо, но после него Лу-Энн как-то сошла с рельсов: очень напилась, бросалась пивными стаканами и кричала на официанток. Стиви, конечно, расстроился. Это была последняя работа группы в том составе".
К 1981 году гитарист ужал состав до трио — Томми Шэннон "басил" и Крис Лэйтон (Chris Layton) барабанил — и стал называть себя Стиви Рэй. Безумная популярность в остинских блюзовых кабаках "Rome Inn", "Antone's" и "Continental Club" подначивала музыкальную тусовку, да и самого музыканта начать шутливую неофициальную гонку с Эриком Джонсоном (Eric Johnson) за звание первого блюзмена города.
Rock Now and Forever
PoxStudio 2006-2009 (c) Все права защищены.